ЖИЛЬЕ В ГОА - Махараджа Александр:
   sashamaharaja
 +7 (985) 690-95-16 (Москва)
+91 97 67 43 64 57 (Гоа)

Моя жена – индианка Арчена всю жизнь мечтала увидеть настоящий снег и поиграть с ним. Буквально накануне нашей поездки в Пахальгам она вновь рассказывала мне об этом своем желании. И оно тут же исполнилось! Пахальгам – это туристический поселок на высоте 2200 метров в 100 км на восток от столицы Кашмира – Шринагара.

В самом поселке делать особо нечего, он всего лишь перевалочный пункт для трекингов. Между Пахальгамом на юге и Сонамаргом на севере располагается крупнейший в Кашмире ледник Колахой, вершина которого – гора Колахой достигает 5500 метров. Самые высокие горы и интересные маршруты в Кашмире находятся именно здесь, между Пахальгамом и Сонамаргом.

Мы приехали в Пахальгам на машине наших кашмирских друзей – Джана и Хамида. Переночевали в дешевом отеле. И с утра отправились вверх по горной дороге. Хамид вел машину очень медленно и осторожно, хватало времени рассмотреть открывающиеся пейзажи. А они с каждым новым поворотом и подъемом становились все величественнее и прекраснее.

Минут через сорок мы доехали до оконечности трассы. Тут нас ждало чудо – настоящий ледник! И не беда, что на леднике постоянно тусовались не менее тридцати индийских туристов, а цвет ледника давно уже превратился в тускло-темный. Все равно это был самый настоящий ледник! И, если поковырять в нем немного палкой, то можно было открыть настоящий чистый снег!

Только тут я ощутил, что за два года путешествий вне России, соскучился по снегу. Я обрадовался ему, как ребенок! Так обрадовался, что оставил Арчену с друзьями, а сам бросился взбираться по леднику наверх, желая достигнуть точки, где нет никого – только я и природа. Меня не остановило даже то обстоятельство, что на мне были городские модельные ботинки, а вовсе не скалолазные боты.

Я поднимался все выше и выше, до тех пор, пока люди внизу стали казаться маленькими и игрушечными. Прямо передо мной была снежная вершина горы. Казалось, что до белого пика не более 200 метров, хотя, на самом деле, было, наверное, гораздо больше.

Все это время со мной рядом поднимался кашмирец, тянувший санки. Он умаялся и все ждал, когда же я остановлюсь. Несколько раз саночник переспрашивал, из какой я страны, будто хотел получше запомнить, откуда же берутся такие упорные и отчаянные белые люди. Для меня же катание на санках и подъем на снежную гору было любимым развлечением с детства, и я вовсе не ощущал, что это очень трудно или рискованно – карабкаться в модельных ботинках по леднику!

Когда я посмотрел вниз, дыхание участилось. Я увидел, что взобрался действительно высоко: под мной круча метров двести. Это меня еще больше обрадовало! Я был готов к старту. И мы поехали.

Поехали медленно. Саночник постоянно притормаживал, так что мы, скорее,  скатывались, чем катились. По дороге мы встретили Арчену и ее санки. Арчена до этого пару раз уже упала, один раз проехалась по жесткому снегу, и поэтому ледника побаивалась. Саночник успокаивал ее, как мог. Но ей и самой было очень интересно! И, конечно же, она не отказала себе в удовольствии первый раз в жизни прокатиться на санках!

Русскому человеку никогда не понять, сколько радости может испытать человек из тропиков, где никогда не бывает холода, первый раз в жизни потрогав снег и прокатившись на санках с ледяной горки.

- Ва-а-а-а-а-уу! Что это – снег? Это правда или сон?! – все спрашивала Арчена.

Глаза ее были распахнуты во всю ширь, а рот пребывал в неснимаемой улыбке. Она была очень-очень счастлива, хоть и сердита на меня за то, что я убежал один так далеко на ледник.

Но я не мог поступить иначе. Я был в тот момент ребенком, увидевшим первый снег и сбежавшим от родителей кататься на санках. Столько детского восторга захлестнуло меня, что никаким родителям было меня не догнать! К Арчене, впрочем, я вернулся очень скоро. Так что серьезных поводов для волнения ей не доставил.

Как и положено при катании с горок, не обошлось без маленьких потерь. Арчена порвала шерстяные штаны. Но это был сущий пустяк.

Мы расплатились с водителями санок и принялись фотографироваться на память. Арчена все повторяла, что пошлет эти фотки родителям. Никто в ее многочисленной родне в Бангалоре никогда в жизни не видел в реальности и не трогал снег, никто из них не катался на санках с Гималаев. Арчена знала, что родня будет в диком восторге, увидев фотки: зависти тут не избежать!

Затем мы увидели ледник, из которого выбивалась мощным поток горная река. Зрелище было неописуемой красоты. Я сразу же рванул к леднику, а за мной и все остальные. Мы устроили друг другу фотосессию на фоне одной из самых красивых картин, которые только можно наблюдать в природе.

Потом был спуск на машине вниз. И парк Пахальгама.

Сначала мы перешли по упавшему дереву через горную речку. Там была совсем дикая, очень красивая природа. Высокий сосновый лес, зеленая травка повсюду, озерко. Уже потом местный смотритель рассказал нам, что из этого леса к парку регулярно приходят тигры и медведи. Правда, случается это в основном зимой, когда в Пахальгаме безлюдно. Так что мы не особенно рисковали. Друзья с другой стороны парка помогли нам перебраться через забор на территорию парка.

Парк в Пахальгаме представляет собой абсолютно ровную площадку земли, протяженностью примерно 800 метров и шириной примерно 500 метров. Парк засажен красивыми деревьями, родственными священным деревьям Индии - Ним, чьи ветви содержат природную медицину. Посередине парк разрезает горная река. От реки по парку отходят многочисленные каналы, выложенные людьми.

Со всех четырех сторон парк в Пахальгаме окружают белоснежные хребты высоченных гор. Такое зрелище мы действительно видели только в Пахальгаме! Это потрясает, завораживает и позволяет душе парить. Все посетители в парке Пахальгама напоминали обитателей Рая: прогуливались, улыбались и чувствовали себя необъяснимо счастливыми…

Мы зашли в самый дальний конец парка и уселись у реки. Спешить никуда не хотелось. Наши головы вращались во все стороны, любуясь горными пейзажами. На другой стороне реки мы заметили собаку, переходящую реку в брод. Собаки в Кашмире лохматые и красивые, похожие на русских северных собак. Эта рыжая была особенно хороша!

Арчена удивилась: как это собака не чувствует дикого холода, перебираясь через ледяную воду?! Тут же к собаке захотел присоединиться Джан. Он снял ботинки, закатал джинсы и полез в воду. Порыв Джана неожиданно подхватила и сама Арчена. Она тоже сняла ботинки и вошла в воду. Я глазам своим не мог поверить! Обычно Арчена даже близко не приближается к холодной воде, а тут пошла в нее сама. Похоже, она совсем воспарила от окружающей красоты!

Джан попрыгал в воде не больше минуты и выскочил на берег. Арчена провела в воде и того меньше. Но смеха и радости в эти мгновения было больше, чем за обычную неделю!

Джан рассказал нам, что в жаркие летние дни он сам и многие другие кашмирцы купаются в этой реке. Горная вода, как известно, отличается особой чистотой и целебными свойствами. Для кашмирцев купание в горных реках можно уподобить очищающему ритуалу купания в крещенских купелях в России. Чистая вода действует во всех смыслах благотворно: в этом сошлись и маги, и ученые. Но я все же купаться в ледяную воду не полез! Хватило с меня троекратного купания в истоке Ганги, на леднике Гомук!

На обратном пути к машине мы еще много раз останавливались, фотографировали окружающую красоту и себя самих на ее фоне. Расставаться с парком не хотелось. Мне почему-то казалось, что я его больше никогда не увижу… Не знаю, увижу или нет, но уж точно никогда не забуду!

Фотографии к тексту

Мне будет приятно, если вы поделитесь этой страницей с друзьями!

Заявка / вопрос / заказ консультации

Введите свое имя, свой вопрос и оставьте email.

Наш менеджер оперативно свяжется с вами и ответит на все интересующие вас вопросы.

* Внимание! Все поля обязательные!

Запрос обратного звонка

Оставьте свой номер телефона и наш менеджер перезвонит вам в ближайшее время.

Запрос консультации по билетам

* Внимание! Все поля обязательные!