ЖИЛЬЕ В ГОА - Махараджа Александр:
   sashamaharaja
 +7 (985) 690-95-16 (Москва)
+91 97 67 43 64 57 (Гоа)

Для определения индийского сознания ключевую роль играет Болливуд. Индийская фабрика грез – это не просто самая большая в мире империя по производству фильмов. Место Болливуда в жизни индийцев нельзя уподобить ничему известному россиянам, просто не существует чего-либо сходного по масштабу и степени влияния на общество.

Болливуд играет для индийцев гораздо большее значение, чем религия индуизма, чем все древние традиции, веда, йога, политика, экономика, культура, история, этика и все остальное вместе взятое. Болливуд – это и есть национальное самосознание и достояние Индии. Чтобы понять индийцев, надо посмотреть то, что они любят больше всего на свете – фильмы Болливуда.

Россияне привыкли к тому, что первые полосы газет и новостных лент в интернете занимают новости о политике, им уделяется около 25% информации. Вслед за политикой следуют мировые новости, на них отводится примерно 20% информации. Затем следуют социально-значимые события в обществе – 15%. Далее новости экономики – 15%. Потом новости спорта – 10%, новости культуры и шоу-бизнеса – 10%. В финале – прогноз погоды – 5%.

В Индии все наоборот. Первые полосы всех газет, журналов и новостных лент в интернете занимают сплетни из жизни звезд Болливуда, им уделяется около 60% всей информации. Вслед за сплетнями о жизни звезд Болливуда следует спорт, вернее, всего одна его разновидность – крикет, единственная популярная игра в Индии. Крикету уделяется примерно 20% информации. Затем следует внутренняя политика – 5%, анонсы и объявления – 5%, астрологический прогноз – 4%, прогноз погоды – 3%, социально-значимые события в обществе – 2%, внутренняя экономика – 1%. Мировым новостям места не уделяется вовсе – 0%, культуре также места нет – 0%.

В России тоже есть звезды кино. Вся страна знает Никиту Михалкова, Олега Табакова, Олега Меньшикова, Евгения Миронова, Владимира Машкова, Гошу Куценко, Дмитрия Нагиева. Все понимают, что это известные люди, которые получили актерское образование, поймали за хвост удачу, стали популярными, зарабатывают приличные деньги, но при этом остаются живыми людьми со всеми своими слабостями и недостатками. Они ничем не лучше и не хуже других людей, они просто популярные.

В Индии звезды Болливуда даже не воспринимаются большинством населения в качестве людей. Это Боги, причем, в буквальном смысле слова. Салман Кан, Амитаб Баччан, Амир Кан, Карина Капур, Катрина Каиф, Дипика Падуконе… Индийцы мечтают хоть раз в жизни увидеть их в живую. А если удастся прикоснуться или даже сфотографироваться вместе, то это станет едва ли не самым важным событием в жизни, благословением рода. Фотографию со звездой поставят на самое видное место в доме, будут показывать всей многочисленной родне, знакомым и соседям. Им будут завидовать. 

Трудно даже представить, какое гигантское место в сознании индийцев играют звезды Болливуда. Ежедневные новости по всем каналам начинаются с информации о том, как какие-то звезды закрутили роман или подписали контракт на участие в съемках нового фильма. Простой отлет звезды на отдых или возвращение с отдыха воспринимается, как событие национального масштаба. Звезд Болливуда всегда встречает в аэропортах толпа папарацци с камерами наперевес. Сплетни из личной жизни звезд Болливуда обсуждают домохозяйки на кухнях, министры в кабинетах, служащие на работе. Болезнь, развод, женитьба или рождение ребенка у звезды Болливуда даже среднего масштаба затмевает на первых полосах газет и в новостях телевидения обращения премьер-министра к нации. Звезда не может появиться на улице без плотного окружения охраны, иначе ей просто не дадут пройти или порвут на сувениры.

При этом индийцам совершенно безразлична продукция Голливуда или любых иных кинематографий мира. Если по улице пройдет Бред Питт, Анджелина Джоли, Леонардо ди Каприо или Роберт де Ниро на них никто даже не обратит внимания. Но если на улицу Дели или Мумбаи выйдет Салман Кан или Карина Капур, движение транспорта будет парализовано, образуются многокилометровые пробки, без вмешательства полка полиции звездам не удастся самостоятельно выбраться из плотного окружения обезумевшей от счастья толпы.

Именно звезды Болливуда косвенно определяют государственную политику в Индии. Потому что решение, за кого голосовать на выборах, большинство населения принимает не по предвыборной программе, а по тому, кого поддерживает их любимая кинозвезда. О дружбе с кинозвездами в Индии мечтают все политики, министры, губернаторы, олигархи, миллиардеры. Все они на фотографиях со знаменитостями Болливуда улыбаются так, как будто позируют с Богом в раю.

Вы наверняка видели фильмы Болливуда в детстве или юности, так что представление о них имеете. Содержание фильмов Болливуда невозможно отнести к какому-либо определенному жанру. Индийцы изобрели собственный жанр, его можно назвать «антинаучная фантастика с песнями и плясками». Сюжет, герои, фабула, интрига – все это не имеет абсолютно никакого отношения к реальности. Все персонажи «картонные», страсти напоказ, нет ни одного героя, ни одного чувства, ни одного слова, ни одной реплики хотя бы отдаленно напоминающие реальную жизнь в Индии. 

Во время моего первого пребывания в Гоа в 2008 году на протяжении полутора месяцев меня повсюду возил таксист Манодж из гоанской деревни Мандрем. Он настолько пополнил за счет моих щедрых чаевых свое благосостояние, что полюбил меня почти до слез. На прощание Манодж сделал мне два самых дорогих для индийца подарка. Первым была музыкальная шкатулка, которая исполняла разные индуистские мантры, т.е. молитвы. Вторым был любимый фильм Маноджа на DVD – «Махараджа». Высшим комплиментом, которым одарил меня Манодж, было утверждение, что я похож на актера Говинду, исполнившего главную роль в фильме «Махараджа». Хотя при всем желании, ни малейшего сходства с Говиндой я не обнаружил.

В Москве я посмотрел фильм «Махараджа», от которого плакал слезами восторга Манодж. Над этой драмой я смеялся так, как когда-то смеялся над комедиями Гайдая. Больше всего запомнился момент, когда возлюбленная героя падает со скалы, он срывается вслед за ней, перехватывает у самой земли и взлетает обратно на скалу. Все это, конечно же, происходит под задорные индийские песни и пляски.

Вообще если захочется хорошенько посмеяться, рекомендую посмотреть на Ютюбе подборки драк или танцевальных сцен из индийских фильмов. Без «картонных» злодеев, песен и плясок с масштабной массовкой на заднем плане не обходится ни один индийский фильм.

У режиссеров и сценаристов в Индии практически нет шансов снять кино в реалистичной манере. За съемки такого фильма не возьмется ни один продюсер, его не купит ни один кинотеатр, люди не пойдут его смотреть. В фильме обязательно должен присутствовать полный набор опереточных штампов: благородный герой, прекрасная девушка, влюбленная в героя, страшный злодей, мечтающий погубить героя и завладеть девушкой, песни и пляски с масштабной массовкой на заднем плане.

Детали могут меняться, но каркас не изменен. Он кочует из фильма в фильм, которых в Индии за год снимается более тысячи. Представляете, за 10 лет – 10 тысяч фильмов. И во всех – красавец, красавица, злодей, песни и пляски. Ни одной реальной истории, ни одного правдивого характера, ничего настоящего.

Независимо от социального положения, уровня образования, возраста и семейного статуса, все индийцы очень любят продукцию Болливуда. Они ей гордятся и считают, что Болливуд – это самое лучшее из всего, что есть в мире. Если вы не хотите обидеть индийцев, никогда не пытайтесь критиковать фильмы Болливуда. Индийцы на это могут очень сильно обидеться, даже отреагировать с агрессией. Для индийцев Болливуд – это святое.

Индийцев не смущает, что ни один из фильмов Болливуда не отбирается для показов на международных фестивалях, не получает Оскаров или Каннских пальмовых ветвей. Индийцы об этом даже не знают, потому что новости ничего им об этом не сообщают. Напротив, телевидение убеждает индийцев, что весь мир помешан на продукции Болливуда, а звезды Болливуда уже опередили по популярности звезд Голливуда.

Отчасти это действительно так. Мир Азии и Африки обожает продукцию Болливуда. Индийские фильмы гораздо популярнее национального кино во многих странах. Их обожают в Индонезии, Саудовской Аравии и даже в Марокко. Жителям Азии и Африки нравится смотреть красивые киномиражи из Индии - простые, незамысловатые, но громкие, яркие, с песнями и плясками. По фильмам Болливуда у неискушенных зрителей создается впечатление, что жизнь в Индии – это рай, в котором все богатые, светлокожие, улицы чистые, здания современные, женщины очаровательные и игривые. Все противоположно действительности.  

В списке Forbes богатейших актеров мира 7-ю и 8-ю позицию делят между собой индийцы Амитаб Баччан и Салман Кан, каждый из них с годовым доходом $33,5 млн., лишь самую малость уступает им занимающий 9-ю позицию другой индиец Акшай Кумар с доходом $32,5 млн. Ниже индийских звезд в рейтинге расположились даже Джонни Депп с доходом $30 млн. и Леонардо ди Каприо - $29 млн. Среди женщин в Топ-10 самых высокооплачиваемых актрис мира в 2016 году вошла индианка Дипика Падуконе с доходом $10 млн.

Для сравнения самый высокий доход среди российских актеров в 2016 году, по оценке Forbes, получил Дмитрий Нагиев - $3,2 млн. Годовой доход самой высокооплачиваемой российской актрисы Светланы Ходченковой - $1,7 млн., да и то только благодаря участию в некоторых голливудских проектах. То есть, по уровню доходов российские звезды примерно в 10 раз уступают доходу индийских знаменитостей! Вот вам и наивное индийское кино! Примерно в том же масштабе, то есть 10 к 1, можно уподобить значение кинозвезд для жизни общества в Индии и России.

Мне будет приятно, если вы поделитесь этой страницей с друзьями!

Заявка / вопрос / заказ консультации

Введите свое имя, свой вопрос и оставьте email.

Наш менеджер оперативно свяжется с вами и ответит на все интересующие вас вопросы.


* Внимание! Все поля обязательные!

Запрос обратного звонка

Оставьте свой номер телефона и наш менеджер перезвонит вам в ближайшее время.


* Внимание! Все поля обязательные!